Актуальные современные проблемы и перспективы технологического образования: Материалы Международной очно-заочной научно-практической конференции, Брянск 23 мая 2013 г. БИПКРО.- Брянск.2014.-134 с.
Непогода Л.И. к.п.н., директор ГБОУ СПО «Брянский техникум питания и
торговли» г. Брянск,
Хохлова Т.В., доцент БИПКРО
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Основной целью модернизации системы начального профессионального образования является - подготовка выпускников и соответствии с потребностями рынка труда и инновационной экономики страны, Подготовка учащихся должна быть эффективной. Эффективность - это отношение полученных результатов к затраченным ресурсам.
В настоящее время экономика переживает определенные проблемы, связанные с нехваткой рабочих кадров - 80% нехватка рабочих, причем статистика свидетельствует о том, что объемы подготовки кадров по прежнему деформированы. Сегодня высшее образование обеспечивает подготовку специалистов на 60%, СПО 13%, НПО 15%. Однако востребованность в кадрах совершенно противоположна. Анализ показывает, что 2012 году ВУЗы поставят на рынок труда избыточное количество специалистов и каждый второй останется лишним. Все это произошло потому, что последние 10 лет система образования развивалась неадекватно потребностям экономики страны.
В связи с этим система начального профессионального образования переживает сложное время. Качество подготовки выпускников профессиональных училищ и лицеев, в основном, не соответствует требованиям работодателей. Рынок труда сегодня испытывает большую потребность в профессионально-компетентных и мобильных специалистах, творческих личностях, обладающих метопрофессиональными и профессионально-личностными качествами. Одним из основных средств, обеспечивающих развитие всех этих качеств выпускника, является метод проектного обучения.
Впервые в России Департамент образования Брянской области и Брянский институт повышении квалификации работников образования при поддержке совета директоров УНПО провел олимпиаду творческих проектов учащихся системы начального профессионального образования. Кафедра технологии и профессионального образования носит имя ученого-педагога - нашего земляка, основоположника внедрения метода проектов в систему образования. Он писал «Метод проектов позволит разбудить дремлющие способности подрастающегопоколения, которым суждено возродить былую силу и славу нашей великой Родины». Его слова очень актуальны сегодня для системы НПО.
Основная цель олимпиады - отработка организационных и нормативно-правовых основ для внедрения метода проектов в систему профессионального образования и организации областных и всероссийских олимпиад творческих проектов учащихся УНПО по различным профессиям. Эта олимпиада являетсяначалом внедрения метода проектов в систему НПО и продолжением дела Виктора Дмитриевича Симоненко, главная задачей которого является - совершенствование педагогической системы подготовки конкурентоспособных, творчески активных, профессионально компетентных и мобильных выпускников УНПО.
Метод проектов является одним из наиболее эффективных педагогических методов обучения учащихся творческому применению подученных теоретических знаний в практической профессиональной деятельности. Ведьтот факт, что 80% выпускников учреждений образования не могут применить теоретические знания на практике, в жизни заставляет сегодня задуматься педагогов-новаторов и совершенствовать содержание и методику обучении учащихся как общеобразовательному, так и профессиональному циклу.
Опыт внедрения метода проектов в 1993 году вобщеобразовательной школе свидетельствует о его высокой эффективности. Использование метода проектов в системе НПО в виде экспериментана базе ПЛ №39 также дало положительные результаты.
Во-первых, в ходе выполнения творческого проекта у учащихся повышается интерес к учению, растет мотивация, так, как метод проектов основан ив разрешении конкретной, проблемной, интересующей учащегося ситуации, Во – вторых, метод проектов разрушает однообразную учебную рутину и позволяет учащимся проявлять инициативу, творчество, самостоятельность, познавательную активность, интегрировать имеющиеся у них знания, находить и применять новые пророй путем самообразования, объективно оценивать свои возможности и ограничения. Эта деятельность однозначно направлена на формирование и развитие профессионально и личностно значимых качеств учащихся.
В третьих, метод проектов по содержанию и технологии выполнения направлен на реализацию новых образовательных стандартов в основе которых заложен компетентностный подход. Его основная цель сливается с целью реализации метода проектов - формирование ключевых профессиональных компетенций, формирование у них профессиональной мобильности и создание необходимых условий для успешной социально-профессиональной адаптации выпускников УНПО.
На протяжении двух дней учащиеся 19 профессиональных лицеев Брянской области защищали проекты перед членами жюри и своими коллегами. А до этого прошли уже 2 этапа конкурса, включающие отбор лучших пояснительных записок выполненных проектов и тестирование участников.
Первые места были присуждены в каждой из представленных номинаций. Лучшими среди городских участников признаны проекты: «Изготовление цыганского костюма», «Домик для скворца». «Искатель на снеговом индикаторе», «Детский фрак из утиля», «Изготовление стенда колеса легкового автомобиля» и др..
Результаты данной олимпиады в очередной раз доказали, что у нас есть талантливые дети, их творческие способности в профессиональной деятельности сегодня востребованы обществом, эти учащиеся никогда не потеряются в жизни, их ждет большое будущее. Награды нашли своих героев, в данном состязании проигравших не было. Некоторые защиты проектов проходили так ярко и эмоционально, что хотелось бы видеть этих ребят не только грамотными специалистами на производстве, но и будущими студентами и педагогами в своих родных учебных заведениях.
Мы надеемся, что первая областная олимпиада творческих проектов учащихся УНПО найдет признание и поддержку у всей педагогической общественности.
Положение об Олимпиаде «Творческие проекты и системе НПО»
I .Общие положения
1.1. Настоящее Положение об Олимпиаде «Творческие проекты в системе НПО» (далее Олимпиада) учащихся системы начального профессионального образования определяет порядок организации и проведения Олимпиады, ее организационно-методическое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде и определений победителей.
2.1. Учредителями Олимпиады являются департамент общего и профессионального образования Брянской области, Брянский институт повышения квалификации работников образования, Совет директоров учреждений начального профессионального образования Брянской области.
II. Цели и задачи Олимпиады
2.1. Основными целями и задачами Олимпиады являются:
пропаганда целей и задач профессионального образовании и повышение его качества; повышение интереса учащихся к творческо-проектной деятельности и методу творческих проектов как инновационному процессу, способствующему эффективной реализации теоретических знаний в практической деятельности; развитие у учащихся системы начального профессионального образования творческих способностей и интереса к научной деятельности, связанной с поиском наиболее эффективных способов и средств овладения профессией, развития профессиональной мобильности и компетентности; пропаганда и распространение опыта творчески работающих педагогов учреждений начального профессионального образования Брянской области.
III. Участники Олимпиады и порядок выдвижении
3.1. Участие в Олимпиаде является добровольным. Принять участие в Олимпиаде могу! учащиеся учреждений начального профессиональною образования Брянской области.
3.2.Выдвижение кандидатов для участия в Олимпиаде осуществляетсяруководителем образовательного учреждения.
IV. Организация и сроки проведения Олимпиады
4.1. Олимпиада проводится в три этапа.
4.2. Устанавливаются этапы и сроки проведения Олимпиады:
I этап проводится образовательными учреждениями
II этан проводится департаментом общего и профессионального образования совместно с БИПКРО Брянской области в два отборочных тура:
первый (заочный) - рассмотрение представленных творческих проектов(пояснительной записки) учащихся жюри Олимпиады, второй (очный) - тестирование учащихся (теоретическая часть)
III этап (очный) - защита творческих проектов
4.3. По итогам III этапа состоится торжественное подведение итогов Олимпиады, где объявляются победители.
V. Содержательные линии Олимпиады
5.1.Олимпиада проводится по следующим содержательным направлениям профессиональной деятельности:
- металлообработки, деревообработка
- легкая промышленность
- сфера обслуживания
- общественное питание и торговля
- строительство
- транспорт
- сельское хозяйство
5.2. По результатам первого заочного отборочного тура для участия в первом очном туре будут отобраны до 5 лучших проектов по каждому из вышеперечисленных направлений профессиональной деятельности.
VI. I тур (заочный) II этапа Олимпиады - рассмотрение представленных творческих проектов учащихся
6.1. Учащийся представляет документы в департамент общего и профессионального образования в печатном виде не менее 10 печатных страниц с сопровождением электронной презентации (не менее Ю-12 слайдов) в 1 экземпляре, заверенные печатью учреждения начального профессионального образования.
6.2. Направляющая сторона несет ответственность за качество подготовки и своевременное предоставление документов участника.
6.3. Жюри проводит стенку представленных материалов и готовит список учащихся, прошедших заочные туры Олимпиады.
Критерии опенки представленных творческих проектов
(пояснительной записки)
№ п/п |
Критерии оценивания |
Количество баллов |
Общее оформление |
5 баллов |
|
Оригинальность |
5 баллов |
|
Обоснованность актуальности |
5 баллов |
|
Формулировка поставленных задач и их решение в ходе проектирования |
5 баллов |
|
|
Итого: сумма 20 баллов |
|
VII. II тур (очный) II папа Олимпиады - тестирование
7.1. 1 этап Олимпиады включает в себя 30 вопросов, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 30. Время выполнения тестовых заданий – 1 час.
VIII. Ill этап (очный) Олимпиады - чащи ч\ творчески* проектов
8.1. Продолжительность защиты творческого проекта не должна превышать 11 минут.
Критерии защиты творческих проектов
№ п/п |
Критерии оценивания |
Количество баллов |
Оригинальность представления проекта |
2 балла |
|
Умение удержать внимание аудитории |
2 балла |
|
Обоснованность выбора идеи |
2 балла |
|
Аргументированные ответы на дополнительные вопросы по проекту |
2 балла |
|
5. |
Стиль изложения |
2 балла |
|
Итого: сумма 20 баллов |
|
Критерии оценивания качества изделии (услуги)
№ п/п |
Критерии оценивания |
Количество баллов |
Соответствие требованиям стандарта |
5 баллов |
|
Соответствие требованиям технологической документации |
5 баллов |
|
Творческая и профессиональная направленность |
5 баллов |
|
Качество изготовления |
5 баллов |
|
|
Итого: сумма 20 баллов |
|
IX. Награждение победителей Олимпиады
- Награждение победителей Олимпиады проходит по направлениям профессиональной деятельности, указанным в пункте V данного Положения.
- Победители Олимпиады награждаются Почетными грамотами департамента общего и профессионального образования Брянской области, Брянского института повышения квалификации работников образования.
- 3. Совет директоров учреждений начального профессионального образования Брянской области учреждает порядок награждения победителей Олимпиады памятными сувенирами.
Список литературы:
1. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977. -304с.
2 Беспалько В.II. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. 3. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб.пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -515 с.